Цель преподавания дисциплины: формирование у аспирантов методологической компетентности в сфере общей педагогики, овладение методологией и  основными методами педагогических исследований; методологией изучения педагогики; обеспечение готовности аспирантов к преподавательской деятельности в области педагогических дисциплин.
Задачи дисциплины:
- обеспечить освоение теоретико-методологической основы проведения собственного исследования;
- обеспечить усвоение системы понятий историко-педагогического курса как теоретической базы проведения собственного исследования;
- сформировать умение раскрывать сущность педагогических фактов и явлений с позиций педагогической теории;
- создать условия для выработки собственной позиции в области методологии педагогического исследования в целом и своего исследования – в частности;
- способствовать выработке собственной позиции по основным научно-теоретическим конструктам, в которых воплощено педагогическое знание (факты, идеи, гипотезы, закономерности, концепции, системы, теории);
- сформировать навык применения методологических  и теоретических знаний в процессе собственного исследования;
- сформировать навык сравнения и оценивания современных идей, концепций, теорий, выделяя их ведущие идеи;
- обеспечить теоретическую и методическую готовность к практическому использованию педагогических знаний изучаемого курса.

Цель освоения дисциплины – углублённое овладение аспирантами навыками изучения истории педагогики и образования: ее методологическим инструментарием; представлениями о спектре направлений, концепций и этапов в историографии истории педагогики; представлениями об историко-педагогических источниках и основными методами работы с ними.