Пояснительная записка

Экзамен кандидатского минимума по специальной дисциплине «Теория и методика профессионального образования» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов.

Возрастание роли человеческого фактора в процессах производства и в общественной жизни усиливает педагогическую компоненту деятельности работника системы профобразования, требует развитых представлений о механизмах творчества, деятельности научного коллектива, знаний по организации исследовательской работы и культуре умственного труда. Кандидатский минимум по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» предполагает знание аспирантом основных проблем современной профессиональной педагогики, методики профессионального обучения и истории их развития. Предлагаемая программа соответствует паспорту специальности и содержит примерный список вопросов для кандидатского экзамена по специальности, а также список рекомендуемой литературы.

Аспирант должен показать глубокое знание трудов классиков педагогики, современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, мыслить проблемно, проявлять самостоятельность в выводах, в личном отношении к освоенному материалу.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть суть современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

Цель кандидатского экзамена: выявить уровень теоретической и профессиональной подготовки аспиранта, знаний общих концепций и методологических вопросов отрасли науки, включая историю ее развития, основные теоретические и практические проблемы, технологии и методики профессионального образования.

Задачи:

1. Оценить уровень теоретической и практической готовности аспиранта к поиску и применению научных знаний в области профессионального образования.

2. Выявить степень сформированности умений интерпретировать содержание выпускной квалификационной работы (определять методологический аппарат, понятийное поле, валидность полученных результатов и др.). Определить уровень информационной и коммуникативной культуры аспиранта.